Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве. Не случайно сенсорное развитие составляет основу умственного воспитания и познания мира вообще. В три-пять лет ведущую роль в сенсорном воспитании детей играет ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме, размеру вокруг образцов-эталонов.
Важнейшим моментом является развитие сенсорно-моторной координации. Это согласованные действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы "обучает" руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности.
Развитие тактильных ощущений также необходимо для полноценного развития ребенка. Оно осуществляется посредством определения предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем. В процессе визуального и тактильного контроля ребенок:
- знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалом, из которых они сделаны (резиновый, стеклянный, деревянный, бумажный, кожаный и т.д.);
- учится различать предметы по форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный);
- определяет величину предмета (тонкий, толстый, узкий, широкий, короткий, длинный - в сравнении с другими предметами).