Как только ребенок рождается, он немедленно встречается с человеческой речью и ощущает ее обаяние. Постепенно ребенок усваивает образы речи, которые употребляют окружающие его люди, как будто вокруг него создается подготовительная среда для развития речи.
Таким образом, усвоение образцов речи является необходимым условием для раннего развития детей. Читая малышу книги, слушая аудиосказки, просто общаясь с ребенком, мы обогащаем его словарный запас, речь карапуза становится более емкой, насыщенной.
Если с детьми много разговаривают и занимаются развитием речи, то к четырем-пяти годам они уже хорошо понимают, что каждое слово всегда обозначает какой-то предмет, явление, качество или действие и состоит из звуков, т.е. звучит.
Грамматические правила родной речи дети этого возраста осваивают практически. Нет никакой необходимости пояснять им правила грамматики и тем более просить заучивать, конкретное мышление еще не может опираться на абстрактные понятия. Не случайно в три-пять лет у всех малышей отмечается особая чуткость и восприимчивость к языковым явлениям. Особенности изменения слов они "схватывают" на слух, а закономерности улавливают интуитивно (например, правило выбора окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа в зависимости от окончания в именительном падеже: полы - полов, столы - столов, но стулья - стульев, деревья - деревьев).
В живом общении и на специальных занятиях в детском саду дети осваивают важнейшие морфологические средства языка (согласование слов в роде, числе, падеже; чередование гласных в глаголах и именах существительных), а также различные способы словообразования имен существительных (лис-лисенок-лисеночек), глаголов (барабан - барабанить), прилагательных (синий - синенький). В речи детей появляются высказывания, в которых они пытаются дать определение предмету по его назначению или функциональному признаку (мяч - это во что играют; посуда - это из чего едят). Они строят предложения разных типов, все чаще употребляют причастия (бегущий, летящий) и наречия (быстро, красивее).
Речь детей становиться более связной, богатой по лексическому запасу, выразительной. Они начинают составлять небольшие рассказы из личного опыта или по картинке. Довольно часто такие рассказы составляются по подражанию или с помощью наводящих вопросов, но постепенно становятся все более содержательными и самостоятельными.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его психики, а также могут привести к трудностям в обучении письму и чтению. (Дети пишут так, как говорят). Постановка правильного произношения способствует усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного ("могу сказать то, что хочу") и речеслухового ("говорят - я понимаю") анализаторов.