Великий педагог В.Сухомлинский писал: "Ум ребёнка находится на кончиках пальцев" и это не просто метафора.
Интеллектуальное развитие ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (в виду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста.
Очень полезно сочинять сказки вместе с ребенком. Совместная деятельность играет огромную роль в становлении полноценного эмоционального развития малыша, стимулируя его речевое развитие и мышление.
Большое значение имеет также предметная деятельность. Нужно учить малыша расстегивать и застегивать пуговицы, лепить из пластилина и глины, играть с мозаиками, выкладывать различные фигуры из спичек, собирать и разбирать пирамиды, матрешки и т. п. Необходимо показывать ребенку, как работать ножницами, правильно держать карандаш.
Занятия с малышом по формированию у него тонких движений позволяют регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, совершенствовать его внимание и память, психические процессы, непосредственно связанные с речью, облегчают будущим школьникам усвоение графических навыков.